Выполнение строительных и ремонтных работ

В столярном деле обучение самоконтролю за процессом выполнения действий представляет более трудную задачу, чем обучение самоконтролю за результатами труда. Это объясняется тем, что признаки, на основе которых контролируются и регулируются движения учащихся, трудно поддаются словесному описанию, а технические средства контроля разработаны недостаточно. Непосредственно же восприятие учащимися отклонений затрудняется из-за того, что они включены в сложный комплекс двигательных ощущений, из которых их трудно выделить.

Практика подготовки столяров показывает, что одной из причин неудовлетворительной постановки обучения учащихся самоконтролю во время занятий в учебных мастерских является недостаточная разработанность его методики. Необходима разработка критериев, методических указаний и технических средств самоконтроля.

Одно из средств формирования у будущих столяров умения планировать свой труд — непосредственное участие их в выполнении всего комплекса работ по изготовлению изделий, предусмотренных программой производственного обучения, начиная от чтения чертежей и построения трудового процесса, кончая отделкой и контролем изделия.

В процессе выполнения полного комплекса работ по изготовлению столярных изделий учащиеся убеждаются в рациональности или нерациональности составления плана. В ходе выполнения плана работы учащиеся проверяют его реальность. Неточность, нерациональность спланированного трудового процесса с помощью самоконтроля сразу обнаруживается учащимися в процессе изготовления изделия. В этом случае производится допланирование или перепланирование трудового процесса.