Выполнение строительных и ремонтных работ

Этапы планирования. Первый этап планирования — ориентировочный, заключается в обдумывании и оценке возможности и посильности достижения поставленной цели. При этом происходит осмысливание, осознание и уяснение условий работы, образа действий и результатов труда, т. е. учащиеся определяют, где и в каких условиях они будут изготовлять изделие, какой требуется материал, какие должны быть размеры и геометрические формы деталей и изделия. При ориентировочном планировании не рассматриваются исполнительные действия, а решаются вопросы выполнения трудового процесса в общем виде, т. е. сопоставляются готовность, знания и умения, физические возможности исполнителя с требованиями задания, а требования задания с возможностями мастерских, рабочего места.

Следующий этап — организационное планирование. К нему следует отнести обдумывание начала работы, наличие материала, оборудования, инструмента, приспособлений; требуемое время, расположение предметов и орудий труда у рабочего места.

Третий этап — планирование исполнения, т. е. мысленное или письменное построение системы действий, необходимых для достижения поставленной цели. Здесь учащиеся определяют, как и в какой последовательности они будут выполнять предстоящую работу, отбирают движения, трудовые приемы и операции по их видам и результатам. Отобранные действия сопоставляются между собой по признакам одновременности, последовательности и логической зависимости одних от других, по их временным, силовым и другим характеристикам.

Четвертый этап — планирование контроля и оценки своей работы. При планировании личного труда неизбежно встают вопросы: чем контролировать правильность результатов труда на определенных этапах работы, когда и в какой последовательности необходима проверка, а чтобы установить, правильно ли осуществляется трудовой процесс или же имеются отклонения от плана и образца, учащийся контролирует приемы и способы выполнения работы, состояние промежуточного и конечного результатов труда.