Выполнение строительных и ремонтных работ

Третьей формой организации обучения может быть работа непосредственно в составе бригад квалифицированных рабочих или совместно с квалифицированным рабочим цеха, участка. Указанная форма организации учебной работы применяется в тех случаях, когда по производственным условиям нельзя или нецелесообразно организовать обучение ученическими бригадами.

В этом случае, как и при обучении бригадами, надо более широко использовать инструкционно-технологическую документацию, по возможности прибегать к индивидуальному инструктажу, консультациям работников цеха.

При такой форме обучения ведущую роль играют мастер участка, бригадир и квалифицированные рабочие, с которыми непосредственно работает в бригаде учащийся, но это не значит, что с мастера группы снимаются ответственность и обязанности по обучению и воспитанию учащихся. Мастеру, как и при другой организации обучения, отводится руководящая роль.

Мастер проводит беседы, обсуждения, консультации. Кроме того, он должен широко использовать средства показа: учебно-наглядные пособия, приемы, действующие технологические процессы. Важным средством обучения является экскурсия. Она может быть ознакомительной или тематической.

Для активизации учебного процесса и прочного усвоения знаний рекомендуются задачи с производственным содержанием: на использование технической документации, анализ кинематических и технологических схем, технические расчеты, па планирование трудовых процессов производственных заданий.

Особой формой н средством производственного обучения является инструктаж по выполнению упражнений и заданий. При обучении па предприятии так же, как и в учебных мастерских, рекомендуются письменный, вводный, текущий и заключительный инструктажи.