Выполнение строительных и ремонтных работ

При закреплении доски между клиньями внимание учащихся надо обратить на то, что при сильном зажиме доска прогибается в середине. Показывает такой случай и выпрямляет доску путем ослабления зажима. При этом объясняет, что только после выравнивания можно получить прямолинейную поверхность строгания.

Закрепив доску на верстаке, мастер показывает шерхебель, рубанки с одинарным и двойным ножом и кратко напоминает их устройство, назначение и порядок строгания этими инструментами. После этого демонстрирует установку ножа в шерхебеле. Разобрав шерхебель на части, демонстрирует отдельно колодку, нож и клин. Затем показывает, как правильно наладить шерхебель — насколько выставить нож над подошвойх колодки (в зависимости от толщины срезаемого слоя, шероховатости и усилий строгания).

Объяснив способы разборки, сборки и наладки рубанка с двойным ножом, показывает приемы строгания им. При этом обращает внимание на сходство и различие в устройстве, наладке рубанка с одинарным ножом и рубанка с двойным ножом.

Острогав сторону рубанком с двойным ножом, мастер показывает, какой шероховатости можно Достичь тем и другим рубанком, сравнивает, какая получается стружка и как по ней можно определить точность наладки рубанка.

Затем показывает, как проверять линейкой прямолинейность вдоль и поперек волокон  и какие допускаются просветы.

Далее мастер показывает рейсмус, объясняет его устройство, назначение и способы нанесения рисок на остроганный брусок. После нанесения риски мастер строгает третью сторону точно до половины риски рейсмуса. Проводит рейсмусом рики, ограничивающие четвертую сторону, и строгает ее так же, как и первые три.