Выполнение строительных и ремонтных работ

Взяв нож так же, как и при затачивании на бруске, мастер прикладывает его фаской к оселку и делает кругообразные движения, сохраняя тот угол затачивания ножа, который получился при заточке на бруске. Затем, повернув нож, он прикладывает его верхней гранью почти плотно к оселку и правит с обратной стороны теми же кругообразными движениями. Эти приемы повторяет несколько раз до полного снятия заусенца.

Рекомендуется внимание учащихся обратить и а то, что правку на оселке надо производить не посередине, а по всей площади оселка, чтобы оселок стачивался равномерно.

Лезвие считается окончательно доведенным, когда на нем нет заусенцев и на лезвии не обнаруживается белая полоса в виде иглы.

Мастер говорит учащимся о том, что при заточке ножей поверхность бруска смачивают водой, чтобы смыть зерна бруска и металлическую пыль. Поверхность оселка при правке лучше смачивать минеральным маслом.

Во время работы лезвие ножа притупляется, поэтому необходимо примерно через час работы проверить лезвие. Если на нем образовались заусенцы, выправить их на оселке; если правка не помогает, то следует лезвие заточить на бруске и выправить его на оселке.

Упражнения учащиеся начинают с заточки ножей рубанка. Когда освоят это, то переходят к заточке ножа шерхебеля. Это упражнение сложнее, так как режущая часть ножа шерхебеля имеет закругление. Мастер указывает, каким должно быть закругление ножа шерхебеля.

После показа затачивания ножа на электроточиле, бруске и оселце рекомендуется провести пробные упражнения и выяснить, как учащиеся усвоили последовательность выполнения приемов работы и самоконтроль за осуществляемыми действиями. Для этого мастер вызы вает одного учащегося к своему рабочему месту и предлагает ему повторить объяснения по заточке ножей рубанка на круглом точиле и показать приемы заточки с приспособлениями и без них. Если учащийся проделал приемы и повторил объяснения удовлетворительно, мастер вызывает второго и дает ему задание повторить приемы доводки ножа на бруске; затем третьего, который должен повторить приемы правки на оселке. Убедившись, что учащиеся усвоили эти приемы, мастер разрешает приступить к выполнению упражнений.