Выполнение строительных и ремонтных работ

Любой трудовой процесс невозможен без самоконтроля. Следовательно, планируя процесс изготовления изделия, учащийся должен определить не только процесс его непосредственного изготовления, но и способы контроля за ходом и результатами работы.

В содержание самоконтроля входят следующие функции: определение отклонений результата труда от эталона, намеченных критериев; установление причины, характера и степени отклонения; оценка значения отклонения. Этот вид самоконтроля тесно связан с процессом планирования личного труда и с результатом планирования. Во-первых, в процессе планирования определяется как конечная цель труда, так и цель по этапам работы, т. е. планируются не только действия, но и их результаты.

Все это закрепляется в плане работы. Поэтому определить отклонение можно только на основе сравнения полученного результата с планируемым.

Во-вторых, возможные отклонения фактических результатов от намеченных учитываются во время планирования. Этот учет выражается в назначении специальных приемов и операций по самоконтролю и в определении  контрольно-измерительных инструментов. Чтобы выявить эти отклонения, определяются их допустимые величины.

Практика показывает, что любую деталь, любое изделие изготовить абсолютно точно по размерам, форме и взаимному расположению поверхностей, как это задано в чертеже, невозможно. Поэтому в технической документации указывается, какая должна быть шероховатость обработки, класс точности и отделки.

Отклонение реальной детали от требуемой определяется погрешностью размеров, формы и поверхности.

Определение причины, характера и степени результата труда, отклонения от намеченной цели и плана возможно при наличии у учащихся представления о требуемом результате труда на данном этапе. В некоторых случаях самоконтроль может привести к допланированию или перепланированию работы.